(рекомендую читать во всю ширину экрана)
Моя кнопочка
Гостевая книга
|
Краткий курс выживания для начинающих журналистов
Часть первая
"Вы действительно хотите этого?"
Добрый день!
С сегодняшнего выпуска параллельно с обзорами
будет выходить рассылка, в которой журналист
Ирина Мерцалова поделится с вами секретами
этой увлекательной профессии.
Ей слово.
------------
Для того, чтобы стать журналистом, совершенно
не обязательно заканчивать журфак МГУ или
тому подобные заведения (хотя преимущество
образованных людей над необразованными пока
еще никто не отменял). Желательно иметь хоть
какое-нибудь высшее образование - тогда вы
легко сможете освещать ту область, которая
вам профессионально близка.
Но, допустим, в гуманитарные вузы вас не
тянет, а однажды полученная профессия одним
только упоминанием о себе вызывает у вас
зубовную дрожь и виртуальных насекомых на
спине. А писать в газетки и журналки все-таки
нестерпимо хочется. Что ни говори, а чертовски
приятно видеть собственную фамилию, напечатанную
типографским способом. Вай, как приятно….
И что в этом случае делать?
Для начала нужно хорошенько себя порасспросить,
а действительно ли вам вкусен журналистский
хлеб, или вы просто хотите сидеть в телевизоре
рядом с Татьяной Митковой и мило улыбаться?
Ну, не с Митковой рядом сидеть (это не наезд,
просто мы сейчас говорим о пишущих журналистах,
а не о разговаривающих), а, к примеру, писать
в "Московский Комсомолец" самые
горячие новости и самые разоблачающие статьи.
Если вас больше всего привлекает не
романтика
профессии, а ее составляющие части
(садящиеся
батарейки в диктофоне и хмурые собеседники,
в разговоре с которыми сожалеешь о
забытых
дома клещах, нескончаемые звонки с
целью
достать кого-нибудь для дурацкого интервью
и ответами вроде «позвоните через неделю»,
задержка гонораров и бессонные ночи
перед
сдачей номера), то, считайте, первый
тур
проверки вы прошли.
Пункт следующий. Ответьте, пожалуйста, на
вопрос: а про что вы собираетесь писать?
Если у вас есть тема, которая задевает вас
за живое, вы хорошо ориентируетесь в этом
вопросе и готовы писать о нем днем и ночью,
то у вас есть шанс подработать в издании,
которое тоже волнует эта животрепещущая тема.
А если все, что происходит в мире, в стране,
в Думе, на демонстрации трудящихся, в магазине,
у соседей, вызывает у вас душевный отклик
и вы моментально разражаетесь потоком речей
(устных или письменных) по этому поводу и
можете запросто предположить, что из этого
всего выйдет и куда пойдет, то можете смело
считать себя универсальным начинающим журналистом
и переходить к следующему пункту.
А коли вас мало что волнует на самом деле,
но вы способны в рекордные сроки перелопатить
кучу документов, расспросить столько же людей
и разобраться в том, о чем доселе вы и не
слыхивали, то вам нужно просто памятник поставить,
потому что именно эти качества (не отсутствие
интересов, а готовность работать над неизвестными
вопросами) и есть наиболее ценные для начинающего
журналиста и вы можете считать, что прошли
и второй этап проверки.
Объясню почему.
Естественно, писать нужно о том, в чем хорошо
разбираетесь, иначе знающие люди поднимут
вас на смех. Но. Разбираться во всем сразу
достаточно сложно, а иногда и не очень нужно
(потому что действительно есть те, кто разбирается
в этом лучше вас). А темы для статей чаще
всего выбираем не мы, журналисты, а они,
редакторы. И темы не совсем те, какие нам
хотелось бы.
Кстати, когда редактор ждет от вас предложений
по поводу темы, то работать в таких случаях
зачастую бывает гораздо сложнее. Гораздо
проще размышлять на определенную тему, чем
просто размышлять.
Вот, например, звоните вы в редакцию в надежде
опубликовать свои нетленки (которых еще нет
и в помине) в данном издании. Вас спрашивают:
«А о чем вы пишете?» Вы, естественно, расправляете
плечи, выкатываете грудь колесом, и, мня
себя непревзойденным профессионалом, отвечаете:
«А про все!» «Про что, про все?» - следует
закономерный вопрос. И тут вам придется здорово
озадачиться, ведь выдать вот так, на гора,
пару-тройку тем может мало кто. Поэтому для
начала вашей звездной журналистской карьеры
лучше использовать темы, данные редактором.
Возможно многие из вас возразят: «Мы
хотим
писать о том, о чем хочется, и быть
свободными
журналистами». На это восклицание я,
наученная
горьким опытом, вам смело возражу.
Для того,
чтобы стать свободным журналистом,
нужно,
как минимум, иметь опыт и собственное
аргументированное
мнение. А если вы не имеете опыта и,
тем
не менее, хотите заниматься свободной
журналистикой,
то есть, писать о том, что вы сами
хотите,
можете надеяться на то, что ваши экзерсисы
опубликуют один-два раза в журнале
«Мурзилка».
Только отдельные гиганты мысли могут
дикарем
публиковаться в более маститых изданиях,
но - почти бесплатно. Ибо деньги в
нашей
капиталистической стране просто так
уже никому
не платят. Платят за опыт и знания.
Из всего выше сказанного следует Нулевое правило начинающего журналиста: свободу
сначала нужно заработать.
Так что настоятельно советую сначала поработать
с редактором (это мы с вами еще обсудим),
и писать не от балды, а на определенную тему.
А для того, чтобы эту определенную тему осветить
как следует, необходимо обладать тем уровнем
коммуникабельности, при котором можно запросто
спросить у незнакомого человека о чем угодно
(не напаивая его и себя пивом до одурения),
и такой высокой степенью информационной усвояемости
и разборчивости, при которой в беседе вы
будете как губка впитывать все нужное и относящееся
к делу (и ничего потом не перепутаете), а
к делу не относящееся безжалостно забудете.
Диктофон, конечно, тоже хорошая штука, но
если в беседе с умным человеком вы не поняли,
о чем вы, собственно, говорили, а значит,
и не задали ему вовремя нужных вопросов,
то никакой диктофон уже не поможет.
А как задать нужные вопросы, спросите вы,
если мне эта тема не интересна?
И я вам отвечу Первым правилом начинающего журналиста: все,
что предложено редактором - заранее безумно
интересно.
Ибо если вы не сможете вызвать в себе
интерес
к чему-нибудь вроде проблем недопоставки
лакокрасочных материалов на Бурдюкинский
шинно-перевязочный завод, то материал
у вас
получится в лучшем случае скучным.
Но вы
же хотите стать журналистом не для
того,
чтобы писать скучные материалы? И оставьте
свой гонор типа: я не для того пришел
в высокую
журналистику, чтобы писать о лакокрасочных
материалах.
Я вот тоже в начале своей карьеры не собиралась
писать о недвижимости и о том, как стать
железнодорожником. Но пришлось. И из этого
опыта я сделала следующие выводы: во-первых,
именно на неинтересные темы вам придется
поначалу писать, и, во-вторых именно на неинтересных
темах вы сможете наработать способность писать
обо всем, и писать так, чтобы это можно было
потом читать.
Поэтому намотайте себе на ус Второе правило начинающего журналиста: интересна
не тема, интересно ее исполнение.
Пример:
«…»
Наибольший вред окружающей среде, без сомнения,
наносит эксплуатация автосредств.
Оксиды азота, угарный газ, углеводороды и
прочие "приятности" напрочь убивают
не только придорожных микробов, но и всю
растительность, оставляя след гари и сажи
на бледных от "свежего" воздуха
лицах пешеходов.
Самые опрометчивые, богатые, умные (нужное
подчеркнуть), дерзнув узнать о принудительном
каталитическом доокислении выхлопных газов,
решаются на отчаянный шаг, приобретая хитроумное
устройство - нейтрализатор. Будучи уверенными
в своей правоте, они устанавливают указанное
модное приспособление, которое съедает 10-15%
мощности, увеличивает расход бензина и дико
капризничает, а то и приказывает долго жить,
если залито топливо не той марки или не того
фракционного состава.
При наличии в топливе свинца, этот самый
плюмбум, изъятый из типографии и залитый
в бак авто, равномерным слоем расплевывается
по поверхности дороги.
Злобные чиновники, требующие долива тонера
после высыхания законодательной бумаги, наоборот,
требуют исключения тетраэтилсвинца и его
замены на ароматики с обязательной установкой
дорогущей системы дожигания выхлопных газов.
Упомянутые ароматические углеводороды, также
замедляющие процесс горения, имеют одно ярко
выраженное свойство - они крайне дурно пахнут
и конденсируются на чем попало, образуя налет,
удаляемый лишь концентрированной кислотой.
Все это приводит к развитию рынка изделий,
тянущих на сумму от 100 до 500 условных единиц,
продавцы которых постараются убедить вас
в том, что их продукция очистит выхлоп, будучи
изготовленной исключительно из золота и платины,
реально являясь медной самоделкой, собранной
на коленках в гараже.
Alhimik.Ru
«/…»
По-моему, гениально. И после этого вы будете
утверждать, что про нейтрализатор, бурбулятор
и двигатель внутреннего сгорания писать неинтересно?!
Расскажите это своей бабушке…
Надеюсь, что этот, без малейшего сомнения
положительный пример произвел на вас неизгладимое
впечатление, и теперь вы вдохновитесь на
написание чего-нибудь этакого…
И если вас не испугали перспективы подобной
деятельности и вы усвоили первые два правила
журналиста, то выполните первое тестовое
задание - напишите о проблеме толкучки в
общественном транспорте и прочитайте это
своим друзьям. Если они не уснули и не замахали
на вас руками, как на комара, а хотя бы вежливо
дослушали до конца, то поставьте в свой актив
жирный плюс. Вот такой: +.
И, напоследок я по секрету скажу вам Третье правило начинающего журналиста: никогда
не бойтесь отсылать ваши статьи потенциальным
редакторам - вдруг чего получится…
Результаты присылайте мне. Постараюсь ответить всем индивидуально,
а наиболее интересные моменты рассмотрю в
очередном выпуске.
А о том, как можно усовершенствовать эту
писанину, мы с вами поговорим в следующий
раз.
Удачи!
Ирина Мерцалова
|
Архив
30.08.01: О желтенькой прессе замолвите слово
26.08.01: Африка тоже хочет понимания
22.08.01: Как Якубовича переехали и
как глушить по-азербайджански
20.08.01: Как один журналист искал постоянную работу
15.08.01: Учимся журналюжить при помощи передового
софта
12.08.01: Управление «Р» – НТВ. Кто кого подставил?
|