Доброго времени суток, сетеход!
Проект Eureka закрыт и более не обновляется. :-{
Взамен него теперь отдувается расширенная версия проекта -
Mediapolis
Прошу любить и жаловать вниманием!

Новости Линки О СМИ Лента О журналистах (up!)

(рекомендую читать во всю ширину экрана)

Моя кнопочка
Прикладная журналистика. Обзоры прессы.

Рассылка 'Прикладная журналистика. Взгляд изнутри. Обзор прессы.'

Гостевая книга

Краткий курс выживания для начинающих журналистов
Часть первая
"Вы действительно хотите этого?"

Добрый день!
С сегодняшнего выпуска параллельно с обзорами будет выходить рассылка, в которой журналист Ирина Мерцалова поделится с вами секретами этой увлекательной профессии.
Ей слово.
------------
Для того, чтобы стать журналистом, совершенно не обязательно заканчивать журфак МГУ или тому подобные заведения (хотя преимущество образованных людей над необразованными пока еще никто не отменял). Желательно иметь хоть какое-нибудь высшее образование - тогда вы легко сможете освещать ту область, которая вам профессионально близка.
Но, допустим, в гуманитарные вузы вас не тянет, а однажды полученная профессия одним только упоминанием о себе вызывает у вас зубовную дрожь и виртуальных насекомых на спине. А писать в газетки и журналки все-таки нестерпимо хочется. Что ни говори, а чертовски приятно видеть собственную фамилию, напечатанную типографским способом. Вай, как приятно….
И что в этом случае делать?
Для начала нужно хорошенько себя порасспросить, а действительно ли вам вкусен журналистский хлеб, или вы просто хотите сидеть в телевизоре рядом с Татьяной Митковой и мило улыбаться? Ну, не с Митковой рядом сидеть (это не наезд, просто мы сейчас говорим о пишущих журналистах, а не о разговаривающих), а, к примеру, писать в "Московский Комсомолец" самые горячие новости и самые разоблачающие статьи.
Если вас больше всего привлекает не романтика профессии, а ее составляющие части (садящиеся батарейки в диктофоне и хмурые собеседники, в разговоре с которыми сожалеешь о забытых дома клещах, нескончаемые звонки с целью достать кого-нибудь для дурацкого интервью и ответами вроде «позвоните через неделю», задержка гонораров и бессонные ночи перед сдачей номера), то, считайте, первый тур проверки вы прошли.
Пункт следующий. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: а про что вы собираетесь писать? Если у вас есть тема, которая задевает вас за живое, вы хорошо ориентируетесь в этом вопросе и готовы писать о нем днем и ночью, то у вас есть шанс подработать в издании, которое тоже волнует эта животрепещущая тема. А если все, что происходит в мире, в стране, в Думе, на демонстрации трудящихся, в магазине, у соседей, вызывает у вас душевный отклик и вы моментально разражаетесь потоком речей (устных или письменных) по этому поводу и можете запросто предположить, что из этого всего выйдет и куда пойдет, то можете смело считать себя универсальным начинающим журналистом и переходить к следующему пункту.
А коли вас мало что волнует на самом деле, но вы способны в рекордные сроки перелопатить кучу документов, расспросить столько же людей и разобраться в том, о чем доселе вы и не слыхивали, то вам нужно просто памятник поставить, потому что именно эти качества (не отсутствие интересов, а готовность работать над неизвестными вопросами) и есть наиболее ценные для начинающего журналиста и вы можете считать, что прошли и второй этап проверки.
Объясню почему.
Естественно, писать нужно о том, в чем хорошо разбираетесь, иначе знающие люди поднимут вас на смех. Но. Разбираться во всем сразу достаточно сложно, а иногда и не очень нужно (потому что действительно есть те, кто разбирается в этом лучше вас). А темы для статей чаще всего выбираем не мы, журналисты, а они, редакторы. И темы не совсем те, какие нам хотелось бы.
Кстати, когда редактор ждет от вас предложений по поводу темы, то работать в таких случаях зачастую бывает гораздо сложнее. Гораздо проще размышлять на определенную тему, чем просто размышлять.
Вот, например, звоните вы в редакцию в надежде опубликовать свои нетленки (которых еще нет и в помине) в данном издании. Вас спрашивают: «А о чем вы пишете?» Вы, естественно, расправляете плечи, выкатываете грудь колесом, и, мня себя непревзойденным профессионалом, отвечаете: «А про все!» «Про что, про все?» - следует закономерный вопрос. И тут вам придется здорово озадачиться, ведь выдать вот так, на гора, пару-тройку тем может мало кто. Поэтому для начала вашей звездной журналистской карьеры лучше использовать темы, данные редактором.
Возможно многие из вас возразят: «Мы хотим писать о том, о чем хочется, и быть свободными журналистами». На это восклицание я, наученная горьким опытом, вам смело возражу. Для того, чтобы стать свободным журналистом, нужно, как минимум, иметь опыт и собственное аргументированное мнение. А если вы не имеете опыта и, тем не менее, хотите заниматься свободной журналистикой, то есть, писать о том, что вы сами хотите, можете надеяться на то, что ваши экзерсисы опубликуют один-два раза в журнале «Мурзилка». Только отдельные гиганты мысли могут дикарем публиковаться в более маститых изданиях, но - почти бесплатно. Ибо деньги в нашей капиталистической стране просто так уже никому не платят. Платят за опыт и знания.
Из всего выше сказанного следует Нулевое правило начинающего журналиста: свободу сначала нужно заработать.
Так что настоятельно советую сначала поработать с редактором (это мы с вами еще обсудим), и писать не от балды, а на определенную тему.
А для того, чтобы эту определенную тему осветить как следует, необходимо обладать тем уровнем коммуникабельности, при котором можно запросто спросить у незнакомого человека о чем угодно (не напаивая его и себя пивом до одурения), и такой высокой степенью информационной усвояемости и разборчивости, при которой в беседе вы будете как губка впитывать все нужное и относящееся к делу (и ничего потом не перепутаете), а к делу не относящееся безжалостно забудете.
Диктофон, конечно, тоже хорошая штука, но если в беседе с умным человеком вы не поняли, о чем вы, собственно, говорили, а значит, и не задали ему вовремя нужных вопросов, то никакой диктофон уже не поможет.
А как задать нужные вопросы, спросите вы, если мне эта тема не интересна?
И я вам отвечу Первым правилом начинающего журналиста: все, что предложено редактором - заранее безумно интересно.
Ибо если вы не сможете вызвать в себе интерес к чему-нибудь вроде проблем недопоставки лакокрасочных материалов на Бурдюкинский шинно-перевязочный завод, то материал у вас получится в лучшем случае скучным. Но вы же хотите стать журналистом не для того, чтобы писать скучные материалы? И оставьте свой гонор типа: я не для того пришел в высокую журналистику, чтобы писать о лакокрасочных материалах.
Я вот тоже в начале своей карьеры не собиралась писать о недвижимости и о том, как стать железнодорожником. Но пришлось. И из этого опыта я сделала следующие выводы: во-первых, именно на неинтересные темы вам придется поначалу писать, и, во-вторых именно на неинтересных темах вы сможете наработать способность писать обо всем, и писать так, чтобы это можно было потом читать.
Поэтому намотайте себе на ус Второе правило начинающего журналиста: интересна не тема, интересно ее исполнение.
Пример:
«…»
Наибольший вред окружающей среде, без сомнения, наносит эксплуатация автосредств.
Оксиды азота, угарный газ, углеводороды и прочие "приятности" напрочь убивают не только придорожных микробов, но и всю растительность, оставляя след гари и сажи на бледных от "свежего" воздуха лицах пешеходов.
Самые опрометчивые, богатые, умные (нужное подчеркнуть), дерзнув узнать о принудительном каталитическом доокислении выхлопных газов, решаются на отчаянный шаг, приобретая хитроумное устройство - нейтрализатор. Будучи уверенными в своей правоте, они устанавливают указанное модное приспособление, которое съедает 10-15% мощности, увеличивает расход бензина и дико капризничает, а то и приказывает долго жить, если залито топливо не той марки или не того фракционного состава.
При наличии в топливе свинца, этот самый плюмбум, изъятый из типографии и залитый в бак авто, равномерным слоем расплевывается по поверхности дороги.
Злобные чиновники, требующие долива тонера после высыхания законодательной бумаги, наоборот, требуют исключения тетраэтилсвинца и его замены на ароматики с обязательной установкой дорогущей системы дожигания выхлопных газов. Упомянутые ароматические углеводороды, также замедляющие процесс горения, имеют одно ярко выраженное свойство - они крайне дурно пахнут и конденсируются на чем попало, образуя налет, удаляемый лишь концентрированной кислотой. Все это приводит к развитию рынка изделий, тянущих на сумму от 100 до 500 условных единиц, продавцы которых постараются убедить вас в том, что их продукция очистит выхлоп, будучи изготовленной исключительно из золота и платины, реально являясь медной самоделкой, собранной на коленках в гараже.
Alhimik.Ru
«/…»
По-моему, гениально. И после этого вы будете утверждать, что про нейтрализатор, бурбулятор и двигатель внутреннего сгорания писать неинтересно?! Расскажите это своей бабушке…
Надеюсь, что этот, без малейшего сомнения положительный пример произвел на вас неизгладимое впечатление, и теперь вы вдохновитесь на написание чего-нибудь этакого…
И если вас не испугали перспективы подобной деятельности и вы усвоили первые два правила журналиста, то выполните первое тестовое задание - напишите о проблеме толкучки в общественном транспорте и прочитайте это своим друзьям. Если они не уснули и не замахали на вас руками, как на комара, а хотя бы вежливо дослушали до конца, то поставьте в свой актив жирный плюс. Вот такой: +.
И, напоследок я по секрету скажу вам Третье правило начинающего журналиста: никогда не бойтесь отсылать ваши статьи потенциальным редакторам - вдруг чего получится…
Результаты присылайте мне. Постараюсь ответить всем индивидуально, а наиболее интересные моменты рассмотрю в очередном выпуске.
А о том, как можно усовершенствовать эту писанину, мы с вами поговорим в следующий раз.
Удачи!
Ирина Мерцалова

Архив

30.08.01: О желтенькой прессе замолвите слово
26.08.01: Африка тоже хочет понимания
22.08.01: Как Якубовича переехали и
как глушить по-азербайджански

20.08.01: Как один журналист искал постоянную работу
15.08.01: Учимся журналюжить при помощи передового софта
12.08.01:
Управление «Р» – НТВ. Кто кого подставил?

Лента новостей:
30.08.01: Патрушев подал в суд на "Новые Известия"
30.08.01: Конфликт вокруг липецкой телекомпании ТВК будет решать прокуратура
30.08.01: Петр Марченко: понятия "команда НТВ" больше нет
30.08.01: В день гибели Холодова никто не видел журналиста на Казанском вокзале
30.08.01: Отец Дмитрия Холодова ознакомился с результатами повторной экспертизы
30.08.01: Минобороны и Минатом проверяют секретные материалы Григория Пасько
30.08.01: Израильские спецслужбы арестовали арабского журналиста
30.08.01: США планирует помочь китайцам обойти государственные ограничения в интернет-доступе
30.08.01: Суд признал законным назначение Леонида Якубовича гендиректором "Московии"
30.08.01: Арабы заплатят мировой прессе, чтобы их перестали ругать
30.08.01: Французские медиа-магнаты в панике от футбольной политики "Кирха"
30.08.01: Прокуратура Стокгольма намерена изъять у местных телекомпаний материалы видеосъемок саммита ЕС в Гётеборге
30.08.01: Подробности и предыстория силового захвата липецкой телекомпании ТВК
30.08.01: Украинская цензура запрещает еженедельник "2000"
30.08.01: Премьер-министр Финляндии призывает СМИ к осторожности в трактовке результатов опросов общественного мнения

Последнее обновление: 1 сентября 2001 г. 1:35:24
Дата создания: 01 августа 2001

mailto: Александр Скудин

Используются технологии uCoz