Говорить о том, кто был прав, а кто не прав
в деле известного тележурналиста Доренко,
и раньше было бессмысленно, а теперь
бессмысленно
вдвойне. Трагикомическая история его
наезда
на офицера морфлота Никитина (хотя абсурдно уже то, что они встретились
в пространстве - тот, кто плавает, и тот,
кто ездит на мотоцикле и парит в эмпиреях)
замазана (как будто последующими слоями краски)
столькими правдоподобными подробностями,
что давно стала походить на классическую
историю "Расемон", рассказанную
великим Куросава.
С самого начала эта история заставляла усомниться
в существовании объективной реальности,
как
и заставляла поверить, что в постинформационном
обществе, может быть, в ней нет никакой
нужды.
Поскольку жизнь - театр, а все люди - пешки.
А вокруг - Матрица. А Ленин - величайший
деятель XX века, хотя абсолютно все
угробил.
И т.п. И т.д. Кодирование действительности
символами, прессинг символами последующей
действительности. Рождение виртуального
будущего
из придуманного прошлого. Сон золотой.
Фазы
состояния.
Перед нашими глазами прошла череда персонажей,
свидетелей и участников странного инцидента.
Вот капитана первого ранга ВМФ - Виктор Никитин.
Он благостно гулял то ли с собакой,
то ли
с дочерью по парку в Крылатском, когда
из
кустов на него выскочил озверевший,
зажравшийся
от больших гонораров человеконенавистник
Доренко на мотоцикле.
А вот интеллигентный Доренко, который мухи
не обидит, но после тяжелой работы
на информационном
поприще расслабляется на мотоцикле.
И тут
из кустов на него набрасываются честные
неприятели
черного пиара, далее - "курсанты".
Бьют ногами по лицу.
А вот военный курсант, со странной фамилией
то ли Вальтер, то ли Браунинг, по чистой
случайности гуляющий там же, где обычно
у
нас гуляют морские офицеры.
А вот следователи, подшивающие в дело самые
противоречивые экспертизы в зависимости
от
того, какие ветры начинают дуть в вышеназванных
эмпиреях.
А вот опять Доренко после инцидента - он
жив, здоров, уверен в себе. В следующем
кадре,
правда: лежит на постели с черепно-мозговой
травмой, а его пытает наша самая гуманная
в мире прокуратура яко какая Гестапо.
А вот Никитин - покалечен представителем
СМИ, но держится молодцом, как офицер
затонувшего
"Курска". В следующем кадре,
правда,
его образ блекнет: оказывается, он
запойный
пьяница и был пьян в момент инцидента
такой
дозой алкоголя, что Доренко мог его
утюжить
мотоциклом сколько угодно, тот бы даже
не
почувствовал.
Опять перед нашими глазами, как в калейдоскопе,
мелькают дочь, собака, следователи,
адвокаты,
морские офицеры, прохожие со своим
особым
мнением, СМИ, Путин, Лужков, Березовский...
Разобраться во всем этом нет никакой возможности.
И поэтому имеет смысл погрузить происшедшее
в более широкий контекст, построив
еще одну
правдоподобную версию. Всего лишь версию.
Действительно, настоящая известность приходит
к Доренко во время информационной кампании,
финансируемой Борисом Березовским в
поддержку
его любимого проекта - протопартии
"Единства".
Кампании опасной и жестокой. Доренко
"мочит"
потенциальных противников - инициаторов
конкурентного
политического проекта "ОВР".
Именно
тогда Доренко создает негативный имидж
Евгению Примакову (с помощью шокирующего образа дефектного
"тазобедренного сустава"
потенциального
кандидата в президенты), а на влиятельно мэра столицы Юрию Лужкова вешает
убийство известного предпринимателя
Пола
Тейтума.
Лужков слабо огрызается, намекая, что Доренко
тоже могут когда-нибудь где-нибудь
"физически устранить", однако ничего поделать не может. За Доренко
- капитал Березовского и спецслужбы
будущего
президента России, поставляющие в эфир
компромат
на политических противников проекта
Березовского.
По слухам, за каждую такую передачу Доренко
выплачивают столь значительные гонорары,
что отныне у него останется одна единственная
проблема - потратить их и... не умереть
от
старости.
Далее, как всем известно, альянс Березовского
и Путина разрушается. В начале года
Владимир
Путин делает Доренко предложение стать
членом
его команды. Однако Доренко ведет себя
крайне
нелогично: во-первых, он отвечает отказом,
а во-вторых, публикует интимные детали
переговоров
с президентом, использованные потом
в битве
"Медиа-Моста" с "Газпромом".
Возможно, Доренко это делает потому,
что
неправильно оценивает масштабы своей
личности
в масштабе личности Путина. Или просто
набивает
себе цену.
Ответ поступает незамедлительно: Доренко
отстраняют от эфира на ОРТ, фактически
отправляя
телекиллера в безвестность. Это выглядит
так, как будто отрывают у мухи лапки
и крылышки.
Проходит месяц, два... А был ли Доренко?
Обиженные им хищники политического леса подумывают:
а не пора ли сожрать "больное
животное"?
Но ничего пока не происходит, как будто
Доренко
попадает в зону более опасного хищника.
К
тому же, к чести Лужкова, на самом
деле,
он охотится только тогда, когда голоден,
прекрасно понимая: ничего личного Доренко
в свою работу никогда не примешивал.
Но и в этот сложный период Доренко чувствовал
себя достаточно независимо, ведь у
него остаются
деньги, он может переждать время, пока
таланты
его не будут снова востребованы. В
конце
концов, он может уехать за границу,
ведь
он уже вошел в касту самых богатых
людей
страны. Но кто бы знал - по какой тонкой
тропе мы все тут ходим. Нелепый или
подстроенный
случай сразу все меняет. Угроза 7 лет
за
решеткой за "случайный" или
"спровоцированный"
наезд на какого-то никогда ранее не
встречавшегося
капитана морфлота обесценивает капиталы
-
вряд ли тюремный ларек потом сильно
скрасит
существование. Доренко отказывают в
праве
"ехать на лечение в Швейцарию".
Приплыли.
Перед законом в нашем обществе все равны,
но некоторые более равны. Более равны
"звезды"
и власть имущие. Доренко пробует столкнуть
власть медиа (кита) и власть политики
(слона),
кто кого поборет. Как бы идя по стопам
гладиатора
из знаменательной картины Ридли Скотта
-
тот, помнится, и, будучи рабом, успешно
опирался
в Колизее на постепенно накопленную
популярность,
фактически являя собой первый медиаэксперимент.
Власть могла накопать против Доренко любую
экспертизу, медиа - создать и растираживать
любой образ. Что сильнее? Но зачем
проверять,
когда проще, дешевле и рациональней
договориться?
В нашем сценарии император не казнит
гладиатора,
а гладиатор не убивает императора,
они вместе
всходят по ступенькам Колизея - оба
гладиаторы
и оба императоры.
На самом деле, нынешняя ситуация такова,
что Путину самому требуются кадры для
того,
чтобы вести информационные войны против
Запада
- там в последнее время что-то зашевелились
(см. "борьбы досье" в inoСМИ.ru),
против Березовского, за то политическое
будущее,
которое он планирует. Незримое министерство
правды активизируется в опровержении
порочащих
власть слухов. Политическому проекту
нужны
проверенные исполнители, медиагладиаторы.
"Я не могу уехать и я должен помогать
власти сделать то, что принесет пользу
стране", - вдруг заявляет Доренко, демонстрируя,
в общем-то, нормальный ум. Умный в
гору не
пойдет, умный гору обойдет. Умный не
ляжет
без гранаты под танк. И т.п. Да и умный
танк
не поедет по человеку с гранатой.
"Путин пришел к власти, чтобы сделать
нашу страну европейской и должен привести
все в стране к порядку", - вещает Доренко. А капитан Никитин блекнет,
как на старой кинопленке.
По материалам СМИ.ру
|