Глава холдинга «Совершенно
секретно» (Москва)
9 марта в московском аэропорту
«Шереметьево-1» разбился самолет Як-40, на
борту которого было пять членов экипажа и
четыре пассажира. Среди пассажиров находились
президент ОАО «Группа “Альянс”» Зия Бажаев
и журналист, главный редактор газеты «Совершенно
секретно» и руководитель одноименного холдинга,
Артем Боровик.
В 8 ч 40 мин Як-40 при отрыве
от взлетной полосы на скорости более 200
км/ч неожиданно резко накренился влево и
крылом зацепил бетон взлетной полосы. Лайнер
развернуло на 180°, и он рухнул приблизительно
с высоты 50 м. На место трагедии сразу же
прибыли спасатели, но спасти уже никого не
удалось.
Самолет, принадлежащий авиакомпании
«Вологодские авиалинии», выполнял чартерный
рейс по маршруту Москва — Киев. Командир
экипажа Сергей Якушкин — пилот первого класса,
налетавший несколько тысяч часов, — был высокопрофессиональным,
опытным летчиком. Сам же Як-40 находился
в нормальном техническом состоянии и из положенных
25 лет эксплуатации отлетал только 24 года.
На борту самолета находился
президент ОАО «Группа “Альянс”» Зия Бажаев
и сопровождавшие его сотрудники компании
Андрей Хичкарь и Николай Тектов. С ними также
летел Артем Боровик. В последнее время Боровик
и Бажаев вели переговоры о приобретении «Альянсом»
существенной доли в капитале «Совершенно
секретно». Они летели в Киев, что дает повод
задуматься и о возможности «нефтяного следа»
в истории с крушением Як-40. В последнее
время Бажаев активно занимался реализацией
украинско-казахстанского проекта по обеспечению
бесперебойной работы третьего по величине
на Украине Херсонского нефтеперерабатывающего
комбината.
Официальный представитель ФСБ
Александр Зданович дал повод рассуждать о
«чеченском следе». В интервью РТР он заявил:
«По нашей информации, чеченские боевики пытались
вынудить Бажаева платить деньги на вооружение
бандформирований, в чем он им отказывал.
Эти факты были зафиксированы, и в связи с
этим ему поступали неоднократно угрозы».
Не менее активно обсуждается и другая версия:
главной жертвой предполагаемого покушения
был глава холдинга «Совершенно секретно».
«Журналисты холдинга «Совершенно
секретно», занимающиеся расследованием причин
авиакатастрофы, в которой 9 марта погиб Артем
Боровик, считают, что авария не была случайной»,
— заявила в прямом эфире радиостанции «Эхо
Москвы» президент холдинга «Совершенно секретно»,
вдова А. Боровика Вероника Хильчевская-Боровик.
Она заметила, что первоначально журналисты
в своем расследовании «пошли от обратного
и решили доказать, что катастрофа была несчастным
случаем», но это не подтвердилось. По словам
В. Хильчевской-Боровик, есть две версии происшедшего:
использование специального жидкого мазута,
который можно наносить на поверхность предмета,
и тогда тот меняет свою структуру и теряет
прочность, и воздействие излучения на горючее,
которое также в результате меняет свою структуру.
«В пользу первой версии говорит
то, что так и не было найдено одно крыло
самолета, в пользу второй — то, что при падении
самолета не было пожара, хотя баки с горючим
были полными», — отметила В. Хильчевская-Боровик.
По данным газеты «Московский комсомолец»
(22.12.2000), «фатальная ошибка экипажа самолета
Як-40, при крушении которого 9 марта в аэропорту
«Шереметьево» погиб известный журналист Артем
Боровик, стала причиной авиакатастрофы. Такой
окончательный вывод сделали специалисты,
занимавшиеся расследованием этого ЧП».
Как сообщили газете в ЛИИ им.
Громова, где до сих пор проводились исследования
причин трагедии, экспертами было установлено,
что срыв самолета с потока произошел на углах
атаки от 14 до 15,5° из-за наличия льда на
передней кромке обеих плоскостей крыла. Но
даже если бы в соответствии с правилами техники
безопасности самолет вовремя обработали противообледенительной
жидкостью, трагедии все равно не удалось
бы избежать. Это подтвердили специалисты,
проводившие испытания на аналогичной модели
самолета в условиях, максимально приближенных
к тем, которые были во время катастрофы.
Они выяснили, что были допущены нарушения
Руководства по летной эксплуатации самолета.
Установка закрылков и стабилизатора на углы
меньше положенных правилами, а также недостаточная
скорость отрыва привели к резкому увеличению
угла атаки. В этой ситуации может спасти
только «экстренная отдача штурвала от себя».
Иначе происходит «сваливание» самолета.
Испытателям пришлось совершить
десятки полетов, чтобы подтвердить это предположение.
В каждом случае тестируемый самолет-шеститонник,
который был подготовлен в институте специально
для этих испытаний, выводился из критического
положения буквально за секунду до непарируемого
кренения и падения машины.
Все ранее высказывавшиеся версии
о причинах гибели Артема Боровика, включая
перегрузку самолета и плохую покраску (его
перекрашивали аж 7 раз), не нашли своего
подтверждения во время испытаний.
Почему профессиональный пилот
допустил роковую ошибку, в результате которой
погибли девять человек, остается только догадываться.
Родственники и коллеги
считают
результаты экспертизы неверными.
Из книги О.Панфилова "Опасная профессия".
|